Обмоточные данные - подробная информация на нашем сайте
Справочник
Двигатели асинхронные трёхфазные. Ремонт
(обмотка статора из круглого провода)
Напряжение до 660 В
В справочнике приведены обмоточные данные и цена ремонта статоров электродвигателей с обмоткой из круглого провода, в том числе с фазным ротором, лифтовых и многоскоростных с полюсно-переключаемым обмотками (всего около 9000 двигателей). Схем в справочнике около 160, в том числе 38 для многоскоростных двигателей с полюсно-переключаемой обмоткой статора. Для всех двигателей, внесённых в таблицы, приведены схемы обмоток статоров. Для двигателей серии 4А дана трудоёмкость по операциям и количество материалов для выполнения ремонта. Приводится перечень основного специального технологического оборудования для выполнения ремонта.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава I. Обмоточные данные статоров трёхфазных асинхронных двигателей с одной частотой вращения и лифтовых двигателей
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 12
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 18
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 24
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 27
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 30
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 36
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 42
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 45
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 48
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 54
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 60
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 72
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 75
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с количеством пазов 90
- Обмоточные данные электродвигателей серии 4А
- Обмоточные данные электродвигателей серии 5А
- Обмоточные данные электродвигателей серии 6А
- Обмоточные данные электродвигателей серий: АИ, АИР, АИС, АИН, АИЭ
- Обмоточные данные крановых электродвигателей
- Обмоточные данные лифтовых электродвигателей
Глава II. Обмоточные данные статоров двухскоростных двигателей с одной полюсно-переключаемой обмоткой
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 4/2
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 8/4
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 12/6
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 6/4
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 8/6
- Схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов:
2р = 8/2, 2р = 10/8, 2р = 10/6, 2р = 16/4, 2р = 8/6/4
Глава III. Обмоточные данные статоров трёх- и четырехскоростных двигателей с двумя обмотками
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 6/4/2
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 8/4/2
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом полюсов 2р = 8/6/2
- Обмоточные данные и схемы соединений обмоток статоров с числом пол. 2р = 12/8/4/2
- Условия работы многоскоростных электродвигателей с двумя обмотками
Глава IV. Материалы, трудоёмкость и стоимость капитального ремонта электродвигателей
- Основные материалы для ремонта электродвигателей
- Трудоёмкость капитального ремонта электродвигателей
- Расчёт стоимости ремонта электродвигателей
Глава V. Оборудование для капитального ремонта двигателей
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Приложение 1. Подшипники для электродвигателей
- Приложение 2. Допустимые отклонения размеров подшипников, посадочных мест валов и подшипниковых щитов
- Приложение 3. Допустимое радиальное биение рабочего конца вала
- Приложение 4. Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции обмоток статоров и роторов для электродвигателей напряжением до 660 В
- Приложение 5. Пооперационные испытания электрической прочности изоляции обмоток статоров из круглого провода
- Приложение 6. Пооперационные испытания электрической прочности изоляции обмоток роторов из круглого провода
- Приложение 7. Пооперационные испытания электрической прочности изоляции обмоток роторов (обмотка стержневая)
- Приложение 8. Предельно допустимое значение тока холостого хода трёхфазных двигателей по U=380В
- Приложение 9. Паспорт на отремонтированный электродвигатель (образец)
- Приложение 10. Трудоёмкость капитального ремонта электродвигателей
- Приложение 11. Цены на капитальный ремонт электродвигателей переменного тока с обмоткой статора из круглого провода
- Приложение 12. Технологическая инструкция. Проверка правильности сборки схем обмоток статоров и роторов электрических машин 3-х фазного тока
- Приложение 13. Технологическая инструкция. Пересчёт обмоточных данных асинхронных двигателей при недопустимо высоком значении тока холостого хода
Предисловие
На любом электроремонтном предприятии, в том числе выполняющем ремонт электрических машин, нет серийного производства с отработанной технологией и документацией, вместо этого: единичный ремонт, широкая номенклатура ремонтируемого оборудования и, как правило, отсутствие технической документации (обмоточных данных) на приходящие в ремонт двигатели.
Существуют справочники с обмоточными данными на старые серии двигателей (А, АО, А2, АО2, 4А) изданные в 70-х и 80-х годах прошлого века. На новые серии двигателей (АИ, 5А, 6А) такие справочники не публиковались. Кроме того, в последнее время в России резко увеличилось количество двигателей иностранных фирм, на которые так же нет обмоточных данных.
В этих случаях, как правило, проводится дефектировка двигателя. Но даже самая тщательная дефектировка не даёт гарантии, что вы правильно восстановите обмоточные данные, т. к. двигатель уже мог быть в ремонте, при котором могла быть допущена ошибка и возможно, именно по этой причине двигатель вышел из строя. В этом случае даже если вы всё правильно замерите и подсчитаете, вы повторите ошибки своего предшественника. Поэтому после дефектировки необходимо всегда проводить поверочный электромагнитный расчёт, что так же требует времени, а на восстановление обмоточных данных по сердечнику статора в случае если двигатель придёт в ремонт без паспортной таблички или вообще без обмотки, понадобится ещё больше времени, да и не на каждом предприятии найдётся специалист соответствующей квалификации. Все эти работы увеличивают сроки ремонта, а иногда требуется повторная перемотка двигателя с изменением обмоточных данных (чаще всего из за увеличенного тока холостого хода).
Данный справочник составлен так, что бы максимально уменьшить работы связанные с ремонтом двигателей с неизвестными обмоточными данными. Для этого, обмоточные данные двигателей сгруппированы так, что бы можно было быстро найти технические данные и стоимость ремонта на поступивший в ремонт двигатель, даже без паспортной таблички и при отсутствии обмотки в статоре.
При отсутствии в таблице данных на нужный вам двигатель по типу или по размерам сердечника статора дана методика пересчёта обмотки статора на другие размеры сердечника или на другое напряжение или частоту вращения.
В конце каждой таблицы приводятся все возможные варианты схем обмоток статоров, помещённых в таблице, а в конце справочника дана методика проверки схем обмоток, как на рисунке, так и после соединения в статоре (до сборки).
Автор, работая на электроремонтном предприятии, в течение многих лет занимался сбором и систематизацией обмоточных данных электрических машин. Справочник содержит материалы электромашиностроительных заводов, каталогов, периодических изданий и данных, полученных при разборке двигателей на электроремонтных заводах. C целью исключения ошибок, для всех двигателей был выполнен поверочный электромагнитный расчёт на компьютере по специальной программе. При расчёте проверялись: величина индукции в зазоре, зубцах и спинке сердечника статора; линейная нагрузка; плотность тока в обмотке; коэффициент заполнения паза; ток холостого хода; средняя длина витка; масса провода и многое другое. Трудоёмкость и стоимость ремонта так же были рассчитаны с помощью компьютера.
Ещё одна проблема у ремонтников - это определение стоимости ремонта в условиях постоянно меняющихся цен на провод и другие материалы, да и зарплата и накладные расходы на каждом предприятии различна и так же меняется. В справочнике достаточно подробно рассмотрена схема образования стоимости ремонта (без НДС) и помещён прейскурант на ремонт двигателей при определённых ценах на материалы и уровне заработной платы.
Для двигателей серии 4А дана таблица с расшифровкой трудоёмкости ремонта по операциям, которой можно воспользоваться при переходе на сдельную оплату труда. Трудоёмкость ремонта в часах определена для каждого двигателя и дана в предпоследней колонке таблиц с обмоточными данными. Возможно такие нормы времени покажутся фантастическими. Нет, это реальные нормы времени одного из электроремонтных предприятий. Для достижения такого уровня производительности требуется: чёткая организация труда, оснащенные инструментом и оснасткой рабочие места, качественные материалы, производительное оборудование, соблюдение технологии ремонта. Вопросы организации труда и оборудование для ремонта рассмотрены в главе V.
Обозначение величин и их размерность
Р | - номинальная мощность на валу двигателя, (кВт); |
---|---|
U | - номинальное напряжение (линейное) статора, (В); |
U2 | - напряжение на разомкнутых кольцах ротора, (В); |
Dн | - наружный диаметр сердечника статора, (мм); |
Dв | - внутренний диаметр сердечника статора, (мм); |
Lж | - длина сердечника статора, (мм); |
Z | - количество пазов в статоре (роторе); |
Dпр | - диаметр провода, (мм); |
n | - количество проводов в витке; |
Wп | - количество активных витков с пазу; |
Сл | - количество слоёв обмотки; |
а | - количество параллельных ветвей в фазе; |
Lср | - средняя длина витка катушки статора (ротора), (мм); |
Gпр | - масса провода обмотки статора (ротора), (кг); |
Rф | - сопротивление обмотки статора (ротора) постоянному току, (Ом); |
Iхх | - ток холостого хода двигателя, (А); |
Тр. затр | - трудоёмкость ремонта двигателя, (час); |
Цена ремонта | - цена капитального ремонта двигателя без НДС, (руб). |
Глава I. Обмоточные данные статоров трёхфазных асинхронных двигателей с одной частотой вращения
Обмоточные данные двигателей сгруппированы следующим образом: все двигатели с одинаковым количеством пазов (12, 18, 24 и т. д.) сгруппированы в отдельные таблицы 1-1…1-14. В каждой таблице данные на двигатели расположены по возрастанию внутреннего диаметра сердечника статора, а двигатели с одинаковым внутренним диаметром по возрастанию длины сердечника статора.
Такое построение таблиц позволяет при ремонте двигателей с неизвестными обмоточными данными или неизвестным типом воспользоваться обмоточными данными другого двигателя, имеющего те же размеры сердечника статора. Полезно посмотреть на данные двигателей с близкими диаметрами. Естественно выбираются двигатели на нужную частоту вращения и напряжение. После каждой таблицы приведены схемы обмоток статоров.
В таблицах 1-1…1-14 в некоторых строках не обозначен тип двигателя, т. к. он не был известен из-за отсутствия паспортной таблички при приёмке в ремонт. И наоборот, некоторые типы двигателей внесены в таблицу несколько раз т. к. они могут быть изготовлены в других государствах (Болгария, Украина, Беларусь) с тем же обозначением типа, но с другими обмоточными данными.
При неизвестной частоте вращения, её можно определить по высоте спинки сердечника статора, учитывая, что высота спинки должна быть в пределах 33 … 50% суммарной толщины зубцов под одним полюсом. Меньшие значения соответствуют двигателям с большей частотой вращения.
При пересчёте обмотки статора на другое напряжение, количество витков в пазу изменяется прямо - пропорционально изменению напряжения, а сечение витка обратно - пропорционально при сохранении количества параллельны ветвей в фазе. В таблицах указано напряжение при соединении фаз в звезду.
В случае если на определённый внутренний диаметр сердечника в таблице нет соответствующей длины, необходимо взять обмоточные данные ближайшего по длине сердечника двигателя и количество витков в пазу изменить обратно - пропорционально, а сечение витка прямо - пропорционально изменению длины сердечника. При этом мощность двигателя изменяется прямо-пропорционально изменению длины сердечника.
В тех случаях, когда обмоточные данные были определены по геометрически размерам сердечника, а тип двигателя не совпадает или он неизвестен, необходимо проверить коэффициент заполнения паза Кзп по формуле:
Итак, используя таблицы 1-1…1-14 и с помощью несложных арифметических расчётов можно восстановить обмоточные данные статора по его сердечнику, определить мощность, частоту вращения и цену ремонта любого электродвигателя за несколько минут.
Обмоточные данные двигателей серий 4А, 5А, 6А, АИ, крановых и лифтовых, для удобства пользования, собраны в отдельные таблицы 1-15… 1-20.
Стоимость ремонта (без НДС) определена при стоимости провода 320 руб/кг, заработной плате - 60 руб/час, накладных расходах - 320%, накоплениях - 15%.
Методика расчёта стоимости ремонта при других условиях дана главе IV.
Двигатели с 12 пазами встречаются очень редко поэтому и таблица короткая. Для двигателей, например с 36 пазами таблица содержит сведения на 3500 двигателей и 21 схему.